Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Профилактика насилия в семье

Дата: 20 декабря 2017 в 14:38, Обновлено 16 декабря в 13:26

Нормативная документация:
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 31 мая 2003 г. № 200-з "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 27 июня 2017 г. № 487 "Об утверждении Положения о порядке комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством"

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО "Об особенностях деятельности учреждений образования по реализации норм Положения о порядке комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством»"

Документы, регламентирующие деятельность по предотвращению преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности несовершеннолетних

Дополнительные материалы:

План дополнительных мероприятий по профилактике преступлений против половой неприкосновенности и свободы несовершеннолетних (КДН Светлогорского района от 27.04.2023)

Памятка родителям "Как уберечь ребёнка от сексуального насилия"

Презентация "Насилие над детьми"

ПРОФИЛАКТИКА НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ

БУКЛЕТ 12 Мифов о насилии

БУКЛЕТ Семейное насилие. Что с ним делать

Как уберечь ребенка от сексуального насилия

Буклет "Помощь детям, пострадавшим от сексуального насилия, и их близким"

Консультация: для родителей "Бесконфликтное общение"

Консультативный кабинет по оказанию первичной помощи детям и их родителям работает в ГУО «Социально-педагогический центр Светлогорского района» (г. Светлогорск, ул. Интернациональная, 14)

ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ
3-86-35  (с 8.30-13.00, 14.00-17.30 понедельник-пятница)

+37529 93071807 (круглосуточно)

«Покинут счастьем будет тот,
Кого ребёнком плохо воспитали,
Побег зелёный выпрямить легко,
Сухую ветвь один огонь исправит».

Саади

Уважаемые родители! «Ваши дети подобны нежным цветам в огромном саду. Им нужен утренний ветерок и весеннее солнце, а не изнуряющий зной и сильная буря. Нельзя оскорблять и ненавидеть своих детей, обижать их, нельзя использовать силу, унижать в присутствии друзей, преувеличивать их ошибки. Обращайтесь с детьми с величайшей добротой и любовью, и тогда их уважение к вам будет идти из глубины сердца, и они исполнят свой долг, предназначенный богом». Эти слова из книги Али Акбара Фурутана «Отцы, матери, дети». Эти слова как приглашение к разговору. Каждый должен подумать: комфортно ли в вашем доме ребёнку? Имеется в виду не только материнская сторона (здесь нет границ), но и морально, душевно.

Воспитание ребёнка - главная задача родителей. Все хотят, чтобы их дети выросли умными, добрыми и хорошими людьми, но не все готовы дать соответсвующее воспитание своему ребёнку. Воспитание очень трудоемкий процесс и требует от родителей много сил и терпения.

Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулок. При этом большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.

Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой.

Воспитание требует огромных человеческих ресурсов, которых к сожалению не всегда хватает в семьях с одним родителем. Особенно ситуация осложняется в семьях где один или оба родителя страдают от алкоголизма. В таких случаях целенаправленным воспитанием в семье не занимается никто и ребёнок часто начинает воспитываться улицей. Подобные случаи показывают, что проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.

Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями.

Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка. 

- Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.

-Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

- Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психической форме насилия относятся:

- открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

- угрозы в адрес ребенка в открытой форме;

- замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

- преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;

- ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;

- однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

 Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами относятся:

- отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

- отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми.

- неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;

- наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;

- безработица, постоянные финансовые трудности;

- постоянные супружеские конфликты;

- статус беженцев, вынужденных переселенцев;

- низкий уровень культуры, образования;

- негативные семейные традиции;

- нежелательный ребенок;

- умственные или физические недостатки ребенка;

- «трудный» ребенок.

К сожалению, за последние годы число жертв насилия в семьях только увеличивается. Статистика показывает, что каждый год в нашей стране множество детей разного возраста становятся жертвами насильственных преступлений. Каждый год есть случаи, где  дети избиваются родителями,  несовершеннолетние становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений.  Дети уходят из дома, спасаясь от родителей.

Многие родители, которые применяют насилие в отношении своих детей даже не догадываются о таких фактах:

- физические наказания притупляют все лучшие качества в детях, способствуют развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть к старшим;

- дети, подвергавшиеся избиениям, с большей вероятностью могут сами стать способным на убийство или другие преступления;

- когда такие дети становятся взрослыми, появляется высокая вероятность того¸ что они станут притеснять своих собственных детей и родителей;

- жесткое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.

Помните, насилие - порождает насилие!

Ребёнок выращенный в грубости и жестокости будет  вести себя аналогичным способом и со своими детьми. Если ваш ребёнок капризничает или плохо себя ведёт не спешите его наказывать. Помните, наказание можно заменить:

- Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.

- Объяснением. Кратко объясните ребёнку почему его поведение неправильно, но только не вступайте с ним в спор.

- Неторопливостью. Не торопитесь наказывать ребёнка, дождитесь пока проступок повторится.

- Наградами. Издавна известно, что награды действуют более эффективно, чем наказания.

- Похвалой. Хвалите вашего ребёнка за хорошее поведение. Всем приятно, когда их хвалят и каждый хочет сделать так, чтобы его похвалили снова.

Также в заключении хочется привести разработанные психологами 4 заповеди мудрого родителя:

1.  Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого. Так не бывает, чтобы человек всё хорошо знал и умел, но наверняка найдётся дело, с которым он справляется лучше других. Похвалите его за то, что он знает и никогда не ругайте за то, что умеют другие.

2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми. Воспринимайте рассказ об успехах других детей просто как информацию.

3. Перестаньте шантажировать. Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты...», «Я тебя растила, а ты...»

4. Избегайте свидетелей. Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нагрубил старику, устроил истерику в магазине), нужно твердо увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя.

Помните,что ребёнок это зеркальное отражение своих родителей и того воспитания, какое они ему дали и если вдруг это отражение вас не устраивает, то не стоит пенять на зеркало.

Уважаемые родители! Разумно любите своих детей, создавайте комфортные условия для них!

Профилактика семейного насилия

Насилие в семье – это угрозы или повторяющиеся действия насильственного характера, производимые одним индивидом в отношении к другим, находящимся в близкородственных связях с ним. Эта проблема считается сегодня довольно распространенным и остро стоящим социальным явлением.

Виды насилия в семье могут быть различными. К ним относят воздействия экономической, физической, психологической, сексуальной направленности. Домашнее насилие может обнаруживаться абсолютно во всех социально-этнических слоях общества. Семейное насилие не имеет зависимости от расово-культурных аспектов, социального статуса, морально-этических норм, встречаемых в социуме, вероисповедания, материальной обеспеченности.

Причины насилия в семье

Они могут быть следствием стереотипных представлений о сути семейных отношений, внушаемых с воспитанием, представляющихся единственно возможной моделью построения отношений. Также жестокое обращение бывает результатом персонального жизненного опыта личности, на основе которого создается стереотипная модель поведения.

Насилие в семье, физической направленности, может повторяться на протяжении ни одного поколения. Так, например, ребенок, который в детстве подвергался жестокому обращению, может во взрослом возрасте перенести такую модель поведения на свои семейные взаимоотношения. Психология насилия может стать частью его собственного «Я».

Психологи нашли связь между ростом действия насильственного характера и следующих психических факторов: ослабление контроля над инстинктами, разочарованность, агрессия, алкоголизм и психопатология. Некоторые культурные нормы, принятые в социуме, провоцируют действия насильственного характера, например, патриархальная структура общества, которая благоприятствует доминированию мужчин.

Насилие тесно взаимосвязано с наличием социального стресса в семье. Так, например, среди массы факторов, способствующих повышению уровня напряженности в семье и приводящих к жестокости, выделяют: разные взгляды на воспитание детей, интимные отношения, беременность, материальные проблемы, безработица, необходимость в продолжительной медицинской помощи. Постоянно присутствующее раздражение отчасти объясняется хронической тревогой о неразрешенных проблемах, несоответствием желаний возможностям, взаимоисключающими требованиями, предъявляемыми обществом.

Нередко супружеское избиение связано с алкоголем. Многочисленные исследования показали, что алкоголизм и наркомания воздействуют неодинаково. Было отмечено, что небольшая доза алкоголя не повышает агрессивность, однако увеличение дозы может вызвать агрессию. В случаях приема наркотических средств увеличение дозы не ведет к агрессивности состояния, а действует наоборот — растормаживает и делает человека мягче. Наркоманы склонны к проявлению агрессии и насилия не из-за приема наркотиков, а вследствие того, что не могут его принять.

Проблема насилия в семье опасна тем, что наносится неисправимый вред психологическому развитию, физическому здоровью и самооценки личности.

Психологическое насилие в семье

Психологическое насилие часто называют эмоциональным. Чаще всего женщины и дети — типичные жертвы насилия в семье. Однако, и слабая половина может выступать психологическим насильником в семейных отношениях. Одной из форм семейного действия насильственного характера считается моральное запугивание и угрозы, которые заключаются в употреблении относительно жертвы слов вульгарного характера, использование шантажа и угроз, уничтожение бытовой техники, принуждение наблюдать за шокирующими сценами и др.

Часто, когда происходят действия насильственного характера, жертва его может и не подозревать об этом. Человек, по отношению к которому производятся действия насильственной направленности, может не понимать, что они выходят за пределы нормы. Ситуацию может также усугублять тот фактор, что в периоды между приступами гнева «психологический насильник» показывает себя в качестве заботливого, нежного и любящего партнера.

Типичное поведение, квалифицируемое в качестве психологического действия насильственного характера: унижение, пренебрежение, высмеивание партнера при посторонних, презрение, пренебрежение мнению партнера и его труду; тотальный контроль, предупреждение любых контактов с семьей и друзьями; навязывание взглядов в отношении того, с кем дружить, где встречаться с друзьями; давление на партнера, необоснованные обвинения, крики, лишение детей, денег или других материальных и нематериальных благ; угрозы, агрессивное поведение, уничтожение вещей; отрицание вины за причинение вреда, двуличие – в семье партнер тиран, а на людях дружественная, хорошо воспитанная личность.

Сексуальное насилие в семье

Насилие в семье и его статистика предстает неутешительной для исследователей. Согласно статистическим данным домашним действиям насильственного характера подвергается 50% женщин и 5% мужчин.

Сексуальное насилие в семье неразрывно связано с физическим. Причины насилия в семье могут возникать вследствие мужской неудовлетворенности собой, своей жизнью, неспособностью справляться с трудностями и т.д. Не имея или возможности, или желания, реализовать себя, такие мужчины ищут различные способы, которые могут позволить им показать свою силу, подчинить себе и доказать свою доминирующую позицию партнеру. Женщина, сама того не понимая, может спровоцировать мужчину на такой поступок. Ее успешность, закаленность перед жизненными трудностями, сила характера постепенно для мужчины становятся основным раздражителем. Рядом с такой женщиной слабый мужчина ощущает себя еще более несостоятельным. Поэтому, чтобы хоть как-то самоутвердиться и доказать женщине, кто глава семьи, он опускается до действий противоправного характера – сексуальных и физических действий насильственного характера.

Насилие в семье — куда обращаться?

В первую очередь, помощь жертвам насилия в семье следует искать у специалистов по семейному праву и психологов. Также можно обратиться за помощью к близким людям.

Множество женщин может годами терпеть избиения и другие издевательства. Причинами этого может быть сильная привязанность к партнеру, зависимость от него, страх огласки, стыд, совместные дети. Часто у женщин присутствует страх того, что мужчина с помощью денег сможет добиться того, что судья после развода оставит детей с ним.

Физическое насилие в семье

Уровень физического насилия разнообразен, начиная от причинения незначительных побоев и заканчивая крайней формой – убийством. Насилие физической направленности довольно просто распознать, основываясь на данных медицинского осмотра.

Проблема насилия в семье характеризуется гендерной направленностью. Часто насилие в семье является следствием проявления мужского доминирования и агрессии.

Многие мужчины и женщины воспринимают физическое насилие в качестве неизменного атрибута «нормальной» семейной жизни. Часто физическое насилие в семье над женщиной происходит в довольно устойчивых браках, которые имеют детей, то есть в таком типе семейных отношений, которые считаются соответствующими норме. Жены, которые подвергаются домашнему насилию, обладают чрезмерным терпением и готовностью многократно прощать партнера. Такое терпение и всепрощение может быть связано с нежеланием оставлять ребенка без отца, экономической зависимостью от мужа, жалостью к нему, боязнью потери уважения социума.

Насилие над детьми в семье

Статистика показывает, что насилию в семье подвергаются дети различного возраста и пола. Многие исследования доказали существование некоторых факторов риска, увеличивающих вероятность произведения насильственных действий над детьми. К таким факторам относят:

— возраст (в 67% случаев зафиксированного насилия, возраст детей не достигал 1 года, в 80% – 3 лет);

— 50% случаев насильственных действий над детьми идут родом из детства (родители в детстве тоже подвергались насилию);

— домашний террор чаще распространяется на детей с разными расстройствами психики, речи, с врожденными дефектами или хроническими, рецидивирующими болезнями;

— неродные дети.

Согласно статистическим данным, в 77% случаев дети страдают от родителей, в 11 % – от других родственников, в 2% – от людей, с которыми нет близкородственных связей, например, няни или неродные родители.

Насилие в семье — помощь

Людям, страдающим от насильственных действий в семье, тяжело принять помощь от других людей. Довольно часто они просто боятся обращаться за помощью, они стесняются, стыдятся, и поэтому не прибегают к помощи специализированных служб. Нередко люди, страдающие от домашней тирании, не знают куда обращаться.

Насилие в семье — куда обращаться? Если необходимо немедленное реагирование, то следует обратиться в милицию. Однако милиция не решит семейные конфликты, требующие кардинальной позиции от вас. В первую очередь индивидуум должен сам стремиться к избавлению от гнета. Пока вы самостоятельно не примите окончательное решение, что больше не хотите быть жертвой, ничего не изменится, и никто вам не сможет помочь.

Не стоит пренебрегать общением с близкими и друзьями. Даже если они не в состоянии помочь, вы можете получить психологическую поддержку, понимание и возможность выговориться.

Существуют специализированные организации, направленные на оказание помощи пострадавшим от террора в семье. К ним относят кризисные центры, учреждения медико-социального восстановления, социальные службы и др. Очень важно, чтобы телефоны организаций способных помочь были всегда под рукой. Можно сообщить телефоны детям или соседям, чтобы если понадобится, они могли обратиться за помощью.

Профилактика насилия в семье

Защита от насилия в семье, правовой, психологической и социальной направленности, заключается в профилактических действиях социальных органов, в помощи членам семьи, которые пострадали от поведения, насильственного характера, в социальном приспособлении и реабилитации.

Общие меры охватывают правовую разъяснительную работу среди разных социальных групп и всех слоев общества, выработку социального мнения, характеризующегося нетерпимостью к насильственным действиям в семье, законодательная база предохранения от насилия, распространение деятельности различных центров помощи жертвам насилия.

Под профилактикой домашней тирании понимают комплекс социальных мер, психологических и педагогических воздействий, правовых мер, целенаправленных на предотвращение, обнаружение и устранение последствий насильственного поведения в семейном союзе.

Проблема домашнего террора и насилия в семье, в зависимости от действенности и результативности правовых средств, не может разрешиться только с их помощью. Данные средства направлены, в первую очередь, на сдерживание таких проявлений, вызываемых жестокостью и агрессивностью, отсутствием адекватного воспитания и культурности, озлобленностью, которая является следствием неблагополучия.

Воспитание – кнут и пряник

В майском выпуске методической рассылки вниманию специалистов социально-педагогических учреждений, управлений (отделов) образования, спорта и туризма райгорисполкомов, осуществляющих сопровождение детей, воспитывающихся в замещающих семьях, предоставляются материалы о методах воспитания детей, а именно – о  поощрениях и наказаниях.

Нежелательное поведение ребенка

Поощрение и наказание – это две стороны одной медали, имя которой «воспитание». Воспитание ребёнка – очень тонкий процесс. Каждого ребёнка можно испортить неправильным воспитанием. Манипулируя им похвалой («Вы посмотрите, какой молодец!»), можно вырастить из него «хорошего мальчика», всю жизнь ищущего похвалу и одобрение в глазах окружающих людей. Что в этом плохого? Да ничего, кроме того, что наш «хороший мальчик» и его поступки будут полностью зависеть от мнения окружающих, а не от его собственных желаний и нужд.

А уж воспитание трудных детей – тяжелая ноша для многих замещающих родителей. Между тем, проблемные дети становятся проблемными только в результате неправильного отношения к ним их же замещающими родителей, неправильного взаимодействия с ним. Нежелательное поведение проблемного ребёнка – это часто попытка его психического «выжить во что бы то ни стало» в неблагоприятных для него обстоятельствах.

На самом деле проблемных детей не существует – для каждого ребёнка можно подобрать правильный для него метод воспитания, который скорректирует его поведение. Правильное воспитание ребёнка – это точное взаимодействие с ним, комфортное и для него, и для замещающих родителей. Такое взаимодействие подарит ребёнку по-настоящему счастливое детство, даст возможность ему максимально развиться психически, а во взрослой жизни – реализоваться.

Дети из одной семьи, от одних и тех же родителей, в одних и тех же условиях воспитания – это всегда совершенно разные характеры, разные натуры. Даже близнецы совершенно не похожи. Поэтому и методы воспитания детей в семье должны быть разными – для каждого ребёнка метод воспитания должен соответствовать его психическим свойствам.

Методика воспитания детей не может быть универсальной для всех, так как каждый ребёнок рождается со своими собственными психическими качествами. Эти врожденные качества и желания в Системно-векторной психологии называются векторами. Познакомится с основами системно-векторной психологии  - 8 векторами врожденных психических  свойств детей и особенностей воспитания таких детей -  можно по ссылкам:

звуковой вектор - http://www.yburlan.ru/biblioteka/zvukovoi-vektor

зрительный вектор  - http://www.yburlan.ru/biblioteka/zritelniy-vektor,

кожный вектор - http://www.yburlan.ru/biblioteka/kozhniy-vektor

обонятельный вектор - http://www.yburlan.ru/biblioteka/obonyatelniy-vektor,

оральный вектор -  http://www.yburlan.ru/biblioteka/oralniy-vektor,

мышечный вектор -  http://www.yburlan.ru/biblioteka/myshechnyi-vektor,

уретральный вектор -  http://www.yburlan.ru/biblioteka/uretralnij-vektor

анальный вектор - http://www.yburlan.ru/biblioteka/analjniy-vektor,

со статьей «Воспитание ребёнка – о кнутах и пряниках»,  подготовленной на основе системно-векторной психологии можно познакомиться по ссылке http://polyova.com/2013/03/vospitanie-rebyonka-o-knutax-i-pryanikax/

Замещающим родителям очень важно не просто контролировать поведение детей, но поддерживать с ними эмоциональную близость, включенность в детские переживания, осмысливать взаимоотношения с детьми. Это очень важно и нужно. Но опрометчивое следствие этого – крен в сторону «пряничного» детства, избегания наказания как такового, в любой форме. Наказывая, замещающие родители склонны испытывать сильное чувство вины.

Между тем, наказание нельзя выкинуть из списка положительных методов воздействия на ребенка. Если использовать его правильно, оно может принести добрые плоды в сердца наших детей. «Кнут» как метод наказания – вовсе не исключительно физическое воздействие. «Кнут» – когда родители доносят до ребенка свое огорчение от его проступка. «Кнут» может быть и в форме лишения ребенка каких-либо удовольствий. «Кнут» – когда ребенка за серьезную провинность отправляют в другую комнату, не разговаривают с ним.

Отказывая же себе в праве на наказание, рано или поздно взрослые сталкиваются с кошмаром неуправляемого детского поведения. Чтобы этот кошмар предотвратить или укротить, нужны и «кнуты», и «пряники» – наказания и поощрения. Традиционное поле запретительной этики во взаимоотношениях с потомством становится для замещающих родителей своеобразной terra incognita, которую нужно заново открывать и осваивать. Не случайно читательские бестселлеры нашего времени – книжки с красноречивыми названиями «Когда ваш ребенок сводит вас с ума» (Э. Лешан), «Дети: границы, границы» (Г. Клауд, Дж. Таунсенд), «Хочу или надо?» (А. Рогозянский). Метод «кнута и пряника» помогает взрослым учиться устанавливать перед детьми и держать границы дозволенного, отражать детский натиск и провокации. Переусердствование «кнутом», равно как и «пряником», в родительских руках ведет в итоге к разрушению доверия и любящих отношений. Крайности всегда и везде нехороши.

Но вот что особенно важно в воздействии на детей – это слово замещающих  родителей. Слово – это всегда риск. Потому что оно не обещает быстрых ответных реакций, как «кнут» и как «пряник». Слово – это умение разговаривать с детьми, подкрепляемое последовательными действиями и родительским примером. Слово поддержки, вразумления, одобрения, порицания. Слово, которое донесет до ребенка переживания родителей по поводу его поведения, их огорчения и радости. Слово, помогающее разобраться в том, что происходит в его душе. Слово как реакция на мелкие проступки. Слово как поощрение хорошего поступка, выражения любви и ласки.

Статьи по теме:

1. Л.Петрановская «Про наказания» http://ludmilapsyholog.livejournal.com/95740.html

2. «Особенности воспитания приёмных детей» можно познакомиться по ссылке http://kapitonova.info/eksklyuziv/priemnyj-rebenok/vospitanie/379-osobennosti-vospitaniya-prijomnykh-detej.html.

2.     Золотые правила поощрения и наказания

Источник: http://azbyka.ru/deti/zoloty-e-pravila-pooshhreniya-i-nakazaniya

  НАКАЗАНИЕ

 Сегодня замещающие родители стремятся стать более чуткими, более ответственными в своих поступках и как можно реже прибегать к примитивным формам поведения. Нельзя оправдывать суровые наказания и жестокость в человеческих отношениях. Однако, совсем без наказания, к сожалению, обойтись не получится. Чтобы наказание пошло ребенку на пользу, нужно руководствоваться некоторыми правилами.

 1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому.

 2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте. Никакой “профилактики”, никаких наказаний на всякий случай.

 3. За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно наказание, за все проступки сразу.

 4. Недопустимо запоздалое наказание. Иные «воспитатели» ругают и наказывают детей за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения. Они забывают, что даже законом учитывается срок давности преступления. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев – достаточное наказание.

 5. Ребенок не должен панически бояться расправы. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей. Если отношения с ребенком нормальны, то их огорчение для него – наказание.

 6. Не унижайте ребенка. Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание не принесет ему пользы.

 7. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках – больше ни слова. Не вспоминайте больше о проступке, ибо за него уже расплатился.

 8. Нельзя наказывать едой; сильно бить; обзывать бранными словами; ставить надолго в угол; наказывать в публичном месте; повторять свои требования множество раз, «усиливая» их весомость криком. Помните, что ваша несдержанность в наказании вселяет ненависть к тому, из-за чего наказывают; делает ребенка забитым и ничтожным; освобождает от угрызения совести; впоследствии такие дети делаются нечувствительными; наказание создает морального циника.

 9. Очень часто наказание не исправляет ребенка, а лишь преображает его. Наказание вынуждает ребенка бояться потерять родительскую любовь. У наказанного ребенка развивается враждебное чувство к родителям. Частые наказания, так или иначе, побуждают ребенка оставаться инфантильным.

 10. Вопреки бытующему мнению, не стоит наказывать ребенка трудотерапией – после этого любая работа будет восприниматься ребенком, как наказание.

 11. Внимание! Ребенка ни в коем случае нельзя наказывать:

- когда он болеет;

- перед сном и сразу после сна;

- во время еды (это самое прямое попадание информации, ребенок буквально «проглатывает» негативные сигналы; впоследствии это может привести к развитию психосоматических заболеваний);

- во время работы и игры;

- непосредственно после душевной или физической травмы;

- когда ребенок искренне старается что-то сделать, но у него не получается;

- когда сам воспитатель находится в плохом настроении.

ПООЩРЕНИЕ

 Поощрение — это своего рода искусство воспитания. Оно может быть как «полезным», так и «вредным». Овладеть этим искусством родителям поможет ряд несложных правил. Усвоив их, вы сможете избежать многих ошибок.

 1. Преувеличенную похвалу тотчас хочется «поставить на место», проявить свою истинную натуру. Не разбрасывайтесь незаслуженной похвалой направо и налево, стремясь расположить к себе ребенка. Многие родители рассказывают о том, что результатом таких неоправданных похвал становилось совершенно невыносимое поведение отпрыска. Родители пожимали плечами, называя это парадоксом. А происходит вот что: дети чувствуют неискренность, преувеличенную похвалу тотчас хочется «поставить на место», проявить свою истинную натуру. Ребенок, словно чувствуя сомнение, а такой ли он «чудесный, милый, незаменимый», пытается опровергнуть похвалу своим поведением.

 Ребенок оценит искреннюю похвалу, и в следующий раз будет искренне рад сделать вам приятное.

 Итак, если вы хотите похвалить ребенка (допустим, за убранную комнату), не спешите восклицать «Ты мой помощник, какой молодец!» Просто скажите с улыбкой: «Комната теперь чистая, так приятно зайти сюда». Поверьте, ребенок оценит, и в следующий раз будет искренне рад сделать вам приятное.

 А если, допустим, вы хотите похвалить его за красивый рисунок, то не торопитесь с выводами вроде: «Ты у меня настоящая художница растешь!» — ребенок может засомневаться или расстроиться, если следующий рисунок выйдет не столь удачно. Лучше обратить внимание на сам рисунок, например: «Какой большой дом ты нарисовала, вокруг столько ярких цветов, и про животных не забыла. А дерево какое высокое — сколько яблок на нем!»

 Нужно уметь так построить свои комментарии, чтобы ребенок сам сделал выводы о своих способностях. Например, если сын помог передвинуть вам тяжелый шкаф, можно вместо слов «какой ты сильный», сказать о том, каким тяжелым был шкаф, как непросто было его сдвинуть, но вместе вы справились. Ребенок сам сделает выводы: «Значит, я сильный, я нужен!»

Или, оценив способности ребенка в стихосложении, вместо «Ты будешь прекрасным поэтом», лучше скажите ему: «Твое стихотворение меня очень тронуло».

Ребенок должен осознавать, что он сам способен на многое по своей природе, не прилагая к этому особых усилий.

 2. Похвала должна быть направлена на поступок ребенка, а не на его личность.

Примерами вредных похвал могут быть такие: «Ты такая чудесная дочь!», «Ты настоящий мамин помощник!», «Ты такой добрый и отзывчивый, чтобы мы делали без тебя?» Ребенок может почувствовать тревогу — ведь он далеко не такой идеальный, как о нем говорят. И здесь есть два варианта поведения.

 Первый: скорее всего, ребенок, не дожидаясь «разоблачения», сам будет доказывать свою «не столь идеальную» натуру плохим поведением.

 Но возможен и второй вариант, когда ребенок сам перестанет быть искренним и будет подстраиваться под похвалу и предпочитать исключительно те ситуации, где можно покрасоваться только самой выгодной своей стороной. А внимая бесконечным восклицаниям любвеобильных бабушек: «Какой замечательный ребенок! Исключительные способности! Ну и умница!» — малыш рискует вырасти самовлюбленным эгоцентриком.

 3. Не хвалите ребенка за естественные вещи. Не делайте из его социальности нечто необычайное. Это правило очень хорошо раскрыла психотерапевт Жан Ледлофф: «Если ребенок сделал что-то полезное, например, сам оделся, покормил собаку, сорвал букет полевых цветов, ничто не может его обидеть больше, чем выражение удивления его социальным поведением. Восклицания типа: «Ах, какая ты умница!», «Смотри, что он смастерил, да еще сам!» — подразумевают, что социальность в ребенке неожиданна, несвойственна и необычна». Ребенок должен осознавать, что он сам способен на многое по своей природе, не прилагая к этому особых усилий. Так стоит ли сбивать его с толку своей неуместной похвалой?

 4. Не выражайте свое одобрение в финансовом эквиваленте. Не следует поощрять помощь по хозяйству или творческую деятельность малыша деньгами. Человек успешно занимается тем, что выбирает искренне, по внутренним мотивам. Если же ребенок знает, что вслед за действием последует оплата, то в корне поменяет характер поведения — из «творческого делания» его активность превратится в «зарабатывание денег».

 5. В семьях, где несколько детей, родители должны следить, чтобы поощрение одного ребенка не вызывало у остальных чувства зависти или обиды. Поощряя детей, родителям каждый раз следует действовать обдуманно и неторопливо.

 6. Однозначно исключите метод поощрения – конфеткой и шоколадкой. Дети, конечно очень любят полакомиться, но создавать культ из еды и воспитывать чрезмерный интерес к ней не стоит. Конечно, проще купить ребенку конфету, чем заняться с малышом. Проще, но далеко не лучше.

 7. Поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее: «Сделай это, тогда получишь вот это…» Ваш ребенок должен научиться получать удовлетворение от самого труда, а не стараться ради награды. Ведь в жизни не за каждым добрым дело следует награда, и не надо приучать малыша всегда ожидать ее.

 8. Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок. Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность, это может привести к серьезным нравственным проблемам.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.