Разгневан — потерпи, немного охладев,
Рассудку уступи, смени на милость гнев.
Разбить любой рубин недолго и несложно,
Но вновь соединить осколки невозможно.
Саади Ширази (около 1181 — 1291)
Зачем нужна медиация школе?
Школьная жизнь – это сложный процесс, включающий в себя не только учебные ситуации, но и совершенно разные уровни взаимодействия большого количества людей: родителей, педагогов, учащихся.
В ходе этих отношений нередко возникают конфликтные ситуации.
Служба школьной медиации предназначена для того, чтобы создать условия, где две конфликтующие стороны смогли бы снова понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем.
Задача Службы школьной медиации – сделать так, чтобы максимальное число конфликтов разрешалось восстановительным способом.
Восстановительный подход к разрешению конфликтов позволяет избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (возместить ущерб, договориться, извиниться, простить), избежать повторения подобного в будущем.
Целью применения метода «Школьная медиация» и медиативного подхода является формирование безопасной среды.
Безопасность в школе – это уверенность, спокойствие, отсутствие страха за свою жизнь, знание того, что никто не останется безучастным к твоим проблемам. Это хороший микроклимат в школьном коллективе, помощь и забота старших учащихся о младших, взаимопонимание между взрослыми и детьми.
Безопасность в школе – это когда родители спокойны за своего ребенка, уверены, что ему ничего не угрожает.
От каждого из нас зависит, будет ли наша школа безопасной. Это, наверное, трудно, но все вместе, каждый своим личным примером может сделать нашу школу безопасной.
Школьная медиация создает основу для формирования безопасного пространства в образовательном учреждении. А лишь удовлетворив эту базовую потребность, потребность в безопасности, мы можем рассчитывать на эффективность работы системы и появление глубинной потребности к получению знаний, познанию мира, открытости к нему.
Служба школьной медиации работает на основании действующего законодательства, Устава школы и Положения о школьной службе медиации.
Зачем медиация нужна родителям?
Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Кроме того, медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-школьниками, между детьми и взрослыми.
Зачем медиация нужна детям?
Конфликт в школе, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем. В общем, можно сказать следующее: чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению. Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень подростковой преступности. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.
В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.
ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ:
1.Обучение заинтересованных школьников и педагогов медиации, восстановительной коммуникации и другим типам восстановительных программ.
2.Оказание помощи школе и родителям в разрешении конфликтов и ситуаций правонарушений со стороны несовершеннолетних на основе принципов восстановительной медиации.
3.Просвещение и проведение информационных мероприятий для учителей, учеников, администрации и родителей с целью донесения ценностей примирительного подхода в разрешении школьных конфликтов.
4.Снижение количества административного реагирования на правонарушения.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ
Добровольность. Конфликтующие стороны нельзя заставить участвовать в медиации. Более того, в любой момент они, как и сам медиатор, вправе отказаться от ее продолжения. Добровольность выражается и в том, что медиатор выбирается обеими сторонами конфликта.
Равноправие сторон. В процессе медиации всем участникам предоставляются равные права: в высказывании своих позиций и интересов, в том числе в выражении своего мнение, как по поводу процедуры медиации, так и по поводу предполагаемого решения конфликта. Каждая из сторон обладает равными возможностями быть услышанной как другой стороной, так и медиатором.
Конфиденциальность. Это один из основополагающих принципов медиации. Стороны, участвующие в ее процедуре, обязаны хранить в тайне и не использовать в корыстных и других посторонних целях полученную информацию. Конфиденциальность медиации позволяет сторонам спора обсуждать свои действительные интересы, не опасаясь их недобросовестного использования одним из участников медиации.
Независимость и беспристрастность медиатора. Независимость и беспристрастность медиатора заключается в том, что он не может навязывать какой-либо из сторон свою позицию, не выносить оценок или суждений, касательно слов или действий участников спора. Управляя процессом переговоров, медиатор должен воздерживаться от прямых советов и избегать фраз, которые могут быть интерпретированы в пользу одной из сторон.
Сотрудничество. Во время медиации посредник создает и поддерживает атмосферу доверия, сотрудничества и взаимного уважения, стремясь обеспечить эмоционально-психологический комфорт вовлеченных в спор сторон.
ЧТО МОЖЕТ ДАТЬ МЕДИАЦИЯ ШКОЛЬНИКАМ:
1.Школьники принимают более активное участие в разрешении проблем, возникающих в школьной среде.
2.Школьники учатся более открыто говорить о своих чувствах и делиться своими идеями.
3.Школьники учатся более позитивно оценивать разрешение конфликтных ситуаций.
4.Школьники берут на себя ответственность за разрешение спора и возмещения вреда в случае противоправного поведения.
5.Школьники учатся управлять собственными конфликтами и предупреждать их.
6.Школьники учатся признавать право каждого на различия в личностных особенностях и мнениях.
7.Полученные навыки ведения диалога в процессе медиации школьники переносят в другие ситуации, а также во взрослую жизнь.
ЧТО МОЖЕТ ДАТЬ МЕДИАЦИЯ ШКОЛЕ И РОДИТЕЛЯМ:
1.Снижается количество школьных конфликтов.
2.В разрешении конфликтных ситуаций идет ориентация на конструктивные, примирительные способы.
3.Снижается количество правонарушений со стороны школьников.
4.Среди участников школьной среды растет способность к сотрудничеству и взаимопониманию.
5.Повышается уровень успеваемости.
6.Улучшается социально-психологический климат школьного класса.
7.Растет сотрудничество между педагогами и родителями, родители проявляют большую заинтересованность в учебной деятельности ребенка.